10 мифов, которые мешают пересаживаться на велосипед
Детская игрушка, неблагоприятный климат или ландшафт, плохие дороги, страх выезжать на дороги — это те 10 мифов, которые живут в головах большинства украинцев и мешают сполна ощутить преимущества удобного, экономичного и чистого транспорта. Попытаемся их развенчать — надеемся, после этого вы решитесь приобрести велосипед и исправно на нем ездит по городу.
Миф 1. Велосипед — это несерьезно.
«В детстве все мы катались на велосипеде. Сейчас это игрушка для отдыха и спорта. Или же человек просто не может позволить себе машину «.
Красота велосипеда в том, что на нем могут ездить люди практически любого возраста, пола и социального статуса. В детстве велосипед может быть веселой забавой, во взрослом возрасте — транспортным средством.
В современном мире также не выдерживает критики стереотип о том, будто велосипед — это транспорт для бедных. В развитых европейских странах на велосипедах не стесняются ездить мэр Лондона, премьер-министр Голландии, королевская семья Дании, парламентарии и многие другие высокопоставленные лица. Там давно поняли, что велосипед — это здоровый и экологический, рациональный и удобный вид транспорта.
Миф 2. Летом жарко, зимой холодно.
«Пока доеду летом к работе, с меня сойдет 5 потов, а там нет душа; зимой холодно — велосипед не может быть полноценным транспортом «.
Многие колеблются ездить на велосипеде летом, боясь вспотеть. Однако поездка на велосипеде в среднем темпе на незначительные расстояния (до 15 км) наносит не больше дискомфорта, чем проезд в маршрутке. Базовую гигиену на рабочем месте можно хранить даже при отсутствии душу, как вариант — переодеваться в офисе.
Вот что на это говорит велосипедистка из Киева Анна: «Эта Волнующая тема — буду ли я потеть, едучи на велосипеде, ведь летом так жарко? Если вы НЕ поте, значит, вы уже умерли и можете не читать эту статью. Летним утром температура не так высока, как днем или вечером, поэтому достаточно ехать в спокойном темпе или выехать на 10 минут раньше — и вы приедете на работу свежим и в приподнято настроении «.
Что касается зимы, то, во-первых, в большинстве городов Украины можно комфортно передвигаться на велосипеде в течение 10 месяцев в году. Во-вторых, никто не заставляет вас ездить в период 20-градусного мороза (экстремально холодные дни в нашей стране бывают нечасто и длятся недолго) — в такое время лучше оставить велосипед дома. Комментирует постоянная пользовательница велосипеда Ирина: «Езжу зимой на велосипеде в сухую погоду. В будни — после работы по делам, в магазин, на встречи. На выходных — на покатушки. Конечно, в гололед не езжу. Зимой на велосипеде хорошо — теплее, чем пешком ходить, и значительно удобнее, чем ездить в общественном транспорте. В часы пик объезжаю автомобили и быстро попадаю в места назначения. Главное — правильно одеться «.
Миф 3. Для езды на велосипеде надо специальную одежду.
«А мне в офис, и я не хочу выглядеть как спортсмен/спортсменка.»
И не надо. Велосипед призван упрощать, а не усложнять жизнь. Для обычных поездок по городу не обязательно экипироваться как участник Тур де Франса. Надевайте, что вам нравится, и крутите педали — на работу, учебу, в магазин, на свидание. Впоследствии каждый понимает, в чем ему / ей лично удобнее и комфортнее ездить, и одежда вообще перестает быть вопросом.
Миф 4. Ездить на велосипеде — опасно.
«На велосипедистов на дорогах никто не обращает внимания — страшно».
Было бы несерьезно утверждать, что езда на велосипеде в украинских городах не несет никаких угроз. Риск попасть в ДТП существует, однако этот риск в три раза меньше, чем для пешеходов, и в пять раз меньше, чем для водителей и пассажиров автомобиля (если сравнить цифры ДТП с участием различных участников дорожного движения).
В аварию можно попасть не только на велосипеде, но и сидя в автомобиле или переходя дорогу. К тому же, не нужно демонизировать водителей авто, неадекватное поведение среди них — скорее исключения, чем правило.
Главное на дороге — быть заметными, предсказуемыми и соблюдать правила дорожного движения. Если вы до сих пор боитесь сесть на велосипед в городе, можно сходить на бесплатные занятия по безопасности движения, которые есть в разных городах Украины (в Киеве — еженедельные бесплатные велоуроки Ассоциации велосипедистов Киева, периодически происходят во Львове, а вскоре велошколы планируют запустить активисты в Николаеве) . Опытные велосипедисты расскажут и покажут, как максимально безопасно и комфортно ездить на велосипеде в реалиях украинских дорог.
Начинайте ездить с друзьями — это придаст уверенности. Двух-трех велосипедистов сложно не заметить, автомобилисты обычно замедляются и придерживаются большей дистанции.
Миф 5. Без велодорожек передвигаться на велосипеде невозможно.
«Я не против ездить на велосипеде. Но у нас нет велодорожек! Вот в Европе … «
Отдельные велосипедные дорожки, четкая разметка, занижены бордюры и специальные светофоры, несомненно, облегчают передвижение по городу на велосипеде. Но это не единственное условие, чтобы начать ездить. Строительство комплексной велосипедной инфраструктуры в городах Украины займет не один год (и тогда велодвижение станет действительно массовым явлением), однако пользоваться велосипедом в городе можно уже сегодня.
В конце концов, чем больше людей сядет на велосипеды уже сейчас, тем сильнее будет голос велосообщества и более эффективным давление на чиновников, которые принимают решение о создании велоинфраструктуры. А в постоянном ожидании можно пропустить года удовольствий от езды. Львов, Винница, Чернигов, Ивано-Франковск и другие областные центры уже демонстрируют, что велосипед — это удобный и рациональный выбор транспорта.
Миф 6. Наши дороги не приспособлены для велосипедов.
«По этим ухабам машиной ездить нельзя, не то что на велосипеде. А еще правые полосы почти всегда припаркованы. «
Ямы — есть, авто в правой полосе — есть. Но со всем этим не в меньшей степени сталкиваются и другие участники дорожного движения. Мы же не прекращаем ездить поэтому машиной, в общественном транспорте или ходить пешком? Дороги в Украине не идеальны, однако их состояние не так критично (особенно в крупных городах), чтобы быть преградой для пользования велосипедом.
Тем более, наши дороги никогда не будут в хорошем состоянии при сегодняшнем количества машин. Чем больше людей пересядет с автомобилей на велосипеды и общественный транспорт, тем меньше будет нагрузка на дороги, соответственно — они дольше будут сохраняться в хорошем состоянии.
Миф 7. Велосипед не подходит для дальних поездок.
«Киев — мегаполис, наши расстояния не рассчитаны для велосипедов»
Этот вопрос в основном касается Киева, жителям большинства городов Украины вряд приходится добираться до работы более 10-15 км, что считается комфортным расстоянием для езды на велосипеде.
Итак, Киев — мегаполис. А теперь представьте на минуточку: Нью-Йорк, Берлин и Париж — тоже мегаполисы. Что не мешает этим городам быть велосипедными.
Попробуйте сначала ездить на небольшие расстояния — в пределах своего района или в центре города, если вам надо осуществлять несколько перемещений в течение дня. Замените хотя бы часть своих поездок на велосипед. Или комбинируйте использование велосипеда и общественного транспорта (например, в Киеве можно беспрепятственно пользоваться городской электричкой, также есть несколько бесплатных перехватывающих велопаркингов: возле метро Выставочный центр, на Оболони, в Парке Дружбы народов, велохаб на Дворце Спорта). Впоследствии вы пересмотрите свое мнение о больших расстояниях.
Миф 8. В моем городе много холмов.
«Киев — не Амстердам. Здесь нельзя ездить на велосипеде из-за сложного рельефа».
Некоторые города Украины действительно имеют холмы. Далеко ходить не надо — такова столица. Но заметный уклон имеют лишь примерно 10-15% улиц Киева. Большая часть правобережья — Оболонь, Подол, Виноградарь, Святошин, Борщаговка, в значительной мере Голосеево и Соломенка — равнинные или имеют незатяжные подъемы. Не говоря про левый берег — он является целым городом в городе, абсолютно равнинным.
Что же делать с холмами? Практически всегда можно воспользоваться альтернативными маршрутами. Например, вместо Андреевского спуска — подняться на фуникулере, вместо бульвара Шевченко — объехать по Жилянской и Шота Руставели, вместо Смирнова-Ласточкина (Вознесенский спуск) — улицы Глыбочицкая и Артема.
Ярким примером того, что ни холмы, ни жаркое лето или холодная зима не мешают развитию велосипедного движения, является канадский город Монреаль, который по своему ландшафту и климату похож на Киев. С 1960-х жители города начали организовывать кампании с требованием создать велосипедную инфраструктуру, а средине 1980-х скепсис местной власти изменился первыми километрами велодорожек. Сегодня Монреаль является образцовым велосипедным городом в Северной Америке и входит в двадцатку лучших городов по развитию условий для велосипедистов во влиятельном рейтинге Copenhagenize Index 2015.
Холмы кажутся непреодолимыми сначала, а с развитием выносливости к ним можно привыкнуть. В конце концов, если какой-то холм остается неподъемным, всегда можно сойти с велосипеда и провести его. Это украдет у вас не более 5 минут, которые компенсируются на обратном пути, ведь у «горы» всегда есть две стороны, и за подъемом следует спуск!
Миф 9. Велосипед могут украсть.
«Уже у трех моих знакомых украли велосипед, я не хочу быть следующим/следующей».
Ваш велосипед действительно могут украсть, это правда. Точно так же, как могут украсть машину или мобильный телефон. В 80% случаев велосипед крадут из подъездов и лестничных клеток, и только в 20% случаев — с улицы, где вы оставляете его на несколько часов или на день. Поэтому приобретите хороший металлический замок, и никогда не оставляйте велосипед в парадном или общем коридоре, заводите его домой.
Желательно оставлять велосипеды в безопасных местах, лучше под собственным наблюдением или в местах с охраной / видеонаблюдением. Если есть возможность, нужно приобрести надежный велозамок (U-lock, металлическую цепь и т.п.) — это не гарантирует 100% надежности, но по крайней мере обезопасит от мелких воров. В европейских городах большинство людей ездит по повседневным делам на недорогих городских велосипедах. И, если это вас успокоит, в Амстердаме воруют гораздо больше велосипедов, чем в Киеве, что не мешает городу быть мировой велосипедной столицей.
Миф 10. Нет места для хранения велосипеда.
«Хорошо, куплю я себе велосипед. Но где мне его хранить?».
На балконе. В коридоре. В комнате на настенных крючках. В гараже. Существует множество вариантов хранения велосипеда дома — поэкспериментируйте и найдете свой способ.
Возможно, вам подойдет велосипед, который складывается, он займет минимум места в любом доме. Главное, чтобы было желание ездить.
Не медлите пересаживаться на велосипед — преимуществ от езды на нем значительно больше, чем недостатков!
По материалам INSIDER